Генеральному прокурору РФ
Краснову Игорю Викторовичу
ул. Большая Дмитровка, 15а, Москва, Россия, ГСП-3, 125993
от _______(ФИО заявителя)
зарегистрированного (ой) по адресу
___________________________
Жалоба
на Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора»
Я, ________ (ФИО заявителя)____________, считаю, что принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (далее – Постановление №1631), которым с 01.01.2021 года на территории России отменяется действие более ста нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования (в основном санитарные нормы и правила) в разных сферах экономической и социальной деятельности общества, нарушает мои права,в том числе, предусмотренные ч. 3 ст.37, ст. 41 Конституции РФ, о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, о том, что в Российской Федерации поощряется деятельность, способствующая санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно Постановлению №1631 часть отменяемых им нормативных правовых актов содержит обязательные требования (санитарные нормы и правила) к производству продуктов питания, значительная часть отмененных нормативных правовых актов прямо или косвенно касается детей и подростков. Еще одна группа отменяемых Постановлением №1631 нормативно правовых актов имеет отношение к безопасности, в том числе на производстве, транспорте, отдыхе и при работе на компьютере. Другая часть касается обязательных требований при производстве и обороте парфюмерно-косметической продукции. Следует также отметить тот факт, что в действующих на территории России национальных стандартах и сводах правил в большинстве случаев многие требования идут отсылками на отменяемые нормативно правовые акты. То есть возникает правовая неопределенность, что является нарушением ст.1 Конституции РФ, согласно которой Россия является правовым государством, а также ст. 45 Конституции РФ, согласно которой государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Кроме того, согласно ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»Правительством Российской Федерации до 1 января 2021 года в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Однако, в нарушение положений ст. 15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительством РФ не был определен перечень видов государственного контроля (надзора) в соответствии с которым обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отменяются нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовые акты исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).
Кроме того, Правительством РФ не определен перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 ст.15 статьи не применяются. (ч. 4. ст.15 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»).
Согласно информации, находящейся в открытом доступе https://knd.ac.gov.ru/about/ реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она проводиться с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков. При этом, работа ведётся в двух направлениях:
1) построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу.
2) установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.
Согласно «Плану мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины»» от 29.05.2019 года №4714п-П36, утвержденному Председателем Правительства РФ к1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые.
Правительством РФ была разработана Методика исполнения плана мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», согласно пункту 3 которой предусматривается, что механизм «регуляторной гильотины» включает в себя:
- признание утратившими силу или отмену не позднее 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов РСФСР, а также признание не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах общественных отношений;
- внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на изменение не позднее 1 января 2021 г. существующих федеральных законов или принятие новых законов, обеспечивающих систематизацию обязательных требований и исключение установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне;
- введение в действие не позднее 1 января 2021 г. новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений.
При этом, согласно пункту 17.3. в рамках реализации пункта 3 «Дорожной карты», в качестве одного из этапов необходимо обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации новой структуры нормативного регулирования (в том числе перечня планируемых к принятию нормативных правовых актов) для каждой сферы регулирования.
Таким образом, Постановление №1631 должно было приниматься в связки с другим (другими) нормативно правовыми актами Правительства РФ о введении новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в основных сферах общественных отношений.
Согласно частям первой и второй статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 10.10.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2020) устанавливает порядок внесения проектов нормативно правовых актов Правительства РФ на рассмотрение Правительства РФ.
Пунктом 53 данного Регламента установлено, что проекты актов вносятся в Правительство с пояснительной запиской, содержащей информацию о соответствии проектов актов положениям Договорао Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В пояснительной записке к проектам актов также указывается информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее — обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проекты актов, содержащих положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования, вносятся в Правительство с протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы или ее подкомиссии, на котором рассмотрены проекты актов.
В сопроводительном письме указываются основание внесения проекта акта, сведения о содержании и согласовании проекта, сведения об отсутствии в проекте коррупциогенных факторов, если проект вносится в Правительство Министром юстиции Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, а также излагается позиция вносящего проект члена Правительства или другого руководителя из числа лиц, указанных впункте 7 указанного Регламента, в отношении предложений, предусмотренных абзацем третьим пункта 59настоящего Регламента (при их наличии).
Имеются обоснованные сомнения, в том, что указанные выше процедуры и документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 10.10.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2020) не были соблюдены при принятии Постановления №1631.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 вышеуказанного Закона).
Прокурор проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод и принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. А при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод обратившегося лица имеет характер преступления или административного правонарушения, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию или возбуждает производство об административном правонарушении (ст. 27 Закона о прокуратуре).
Статьями 21 и 22 Федерального закона от 17.01.1992 № (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) предусмотрено, что предметом надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения указанных органов; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки. Следовательно, законодатель наделил прокурора полномочиями запрашивать в поднадзорных органах требуемую информацию без проведения проверки и вынесения соответствующего решения, что подтверждается разъяснением Генеральной прокуратуры РФ о порядке исполнения приказа Генерального Прокурора РФ от 17.03.2017 № «О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием ФЗ от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно, ст.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (с изменениями на 27 декабря 2018 года) (далее — ФЗ об обращениях) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Согласно ст. 8 ФЗ об обращениях письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (статья 12 ФЗ об обращениях).
На основании вышеизложенного, ПРОШУ:
1. Провести прокурорскую проверку на предмет соблюдения законности в действиях (бездействиях) должностных лиц Правительства РФ при принятии Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
2. Признать Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора»несоответствующим Конституции РФ, нарушающим Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 10.10.2020) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2020)
3. Внести в Правительство РФ требование об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1631 «Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора» как несоответствующего Конституции РФ, российскому законодательству.
Заявитель ______________ /________________/
Дата подачи заявления «____» _____________ 2020 г.